РЕЗЮМЕ КАК РЕКЛАМНЫЙ ПРОДУКТ, ИЛИ ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СОИСКАТЕЛЬ.
 
"Если ты столь малосведущ, что об этом не слыхал, достойно похвалы,
что ты предпочел спросить, а не оставаться невеждою в
том, что следует знать всякому".
Снорри Стурлусон. "Младшая Эдда"

 

 


Мы уже рассмотрели некоторые элементы техники самопродаж и помним о трех уровнях, коими руководствуемся при пробивании стены, отделяющей нас от вожделенной вакансии. Мы знаем, что надо делать на собеседовании. Давайте рассмотрим, С ЧЕМ мы идем на интервью. Иными словами, как экипируется профессиональный джобсикер.
Ваше главное орудие - резюме.
Резюме - это не автобиография и не выписка из трудовой книжки. Это более сложный рекламный документ, чем обычная печатная реклама. Поэтому он должен отвечать всем рекламным требованиям.

Что пишем
Потенциального работодателя интересует прежде всего то, что вы умеете. Нет такой профессии - "хороший парень". Есть менеджер, бухгалтер, продавец, маркетолог... Отличие этих понятий от "хорошего парня" в том, что они характеризуют ваши рабочие, а не личные свойства. Это называется "профессиональные навыки". Именно так должен называться самый большой раздел резюме.
Составляется он следующим образом. Вспоминаете ВСЕ ваши места работы. Творчески суммируете ВЕСЬ ваш опыт работы и излагаете его в стольких абзацах, сколькими видами деятельности вы занимались. Например, у вас было два места работы. На первом вы начали как секретарь, потом перешли на промоушн-акции. А на втором вы работали торговым представителем. Значит раздел "профессиональные навыки" будет состоять из ТРЕХ абзацев: секретарская работа, работа промоутера и работа представителя. Если же у вас было три места работы и везде вы секретарствовали, то абзац будет один - секретарский опыт.
Очень серьезно подойдите к этому разделу. Опыт - это то, что всегда с вами вне зависимости от места работы, и это именно то, что нужно вашему работодателю. Максимально полно изложите все, что вы профессионально умеете. Но не выбивайтесь из общего ракурса. Если вы мастерски шьете, не указывайте это в навыках, устраиваясь на торговую должность. Однако, если ваше будущее место работы - компания, имеющая отношение к трикотажу, упомяните, что разбираетесь в качестве оного.
Можно ли делать преувеличения? Можно при соблюдении двух условий: вы действительно настолько уверены в себе и ваши слова не содержат заведомо ложной информации. Это значит, что если вы работали курьером и перевозили бумаги из китайского банка в тайваньский пять раз в неделю, вы можете назвать это "периодическими контактами с банками Юго-Восточной Азии" (в этом не будет неправды), но не говорите о "личных контактах с руководством" этих заведений - это явная ложь, которой следует избегать. Если вы занимались перемещениями товарного запаса на складе-магазине и выписывали накладные и отпускные, можете упомянуть о "документообороте в логистике", но не говорите о "бухгалтерии склада"!
Итак, вы рассказали обо всем, что умеете. Следующий раздел резюме - "история работы". Здесь в обратной хронологической последовательности описываем именно ее, вашу историю работы, по следующей схеме: даты начала и окончания, название фирмы, чем фирма занималась и должность. О выполняемых обязанностях здесь не сообщаем - они в обобщенном виде уже перечислены в профессиональных навыках. А вот о специфике фирм пишем обязательно. Конечно, все знают, что такое "Кока-кола" или "Макдональдс", но чем занимается, к примеру, ЗАО "Василек" или ИЧП Апокалипсия Армагеддоновна, неизвестно. Если мест работы было много, называем основные, но желательно не более четырех, тогда в "истории работы" делаем пометку "последние четыре места".
Следующим разделом резюме является информация об образовании. Пишем по схеме: год поступления, год окончания (если вы еще учитесь - так и пишем, например, "1999-2004"), название учебного заведения, полученная специальность. Если вас отчислили с 4-го курса, пишите что-нибудь типа "1991-1994". И никаких слов вроде "высшее", "два высших" и т.п. Об этом расскажете на собеседовании.
Общие принципы остаются теми же: ваши заявления не должны содержать заведомо ложной информации. А правду облекаем в красивые формы.

Как пишем
Как - это вопрос о компоновке всего резюме. В идеальном случае оно выглядит так:
1. Фамилия, имя, отчество, контактные данные.
2. Профессиональные навыки.
3. История работы.
4. Образование.
5. Специальные умения.
6. Личные качества.
Специальные умения - это ваши навыки, имеющие отношение к работе вообще, как то: владение ПК, офисной техникой, водительские права, знание языков. Однако здесь есть маленькая особенность: если вы программист, то владение ПК будет вашим профессиональным навыком, если переводчик, то таковым будет ваше знание языка.
Еще несколько особенностей.
Печатный документ хорошо смотрится тогда, когда содержит не более двух разных шрифтов. Наиболее идеальное для зрительного восприятия сочетание - Tahoma и Times.
Весь текст резюме должен уместиться на одной странице. Если это никак не получается - жертвуем двумя последними пунктами, но ни в коем случае первыми четырьмя. И делаем приписку, что подробности будут изложены на собеседовании.
Последний штрих мастера
Люди часто задают вопросы. Порой они приходят мне на электронную почту, порой спрашивают на семинарах и тренингах. Я выбрал основные из пришедших за последний год и отвечаю на них. Эти ответы дадут вам понятие о самом главном - о тех мелочах, внимание к которым отличает побежденного от победителя.
Почему не следует указывать название должности в резюме?
Указывайте ее только в том случае, если это стоит обязательным требованием в объявлении. Прилепите на правый угол бумагу- "липучку", укажите на ней код вакансии или ее название и отправляйте ваше резюме по факсу. Потом эту липучку снимите.
Если требование указания должности не прописано в заинтересовавшем вас объявлении, то не называйте ее. Это объясняется тем, что грамотные менеджеры по персоналу рассматривают все пришедшие резюме в ракурсе всей организации, а не только открытой ныне вакансии. Более того, многие организации создают базы данных на перспективу. И если вы указали желаемой должностью "торговый представитель", о вас могут забыть при открывшейся вакансии специалиста по стимулированию сбыта.
Стоит ли указывать уровень желаемой зарплаты?
Не стоит. Эта цифра всегда является предметом для переговоров с человеком, принимающим решение, а менеджер по персоналу почти никогда не является таковым.
Есть и еще одна причина. Если организация ведет электронную базу данных, в которой присутствует указанная вами цифра, например, в $500, то при поиске претендента на зарплату в $490 ваша кандидатура будет автоматически отсечена - таково уж свойство многих программных продуктов. Вряд ли для вас эти $10 столь уж критичны.
Стоит ли писать о своих хобби?
Стоит, но аккуратно. Во-первых, указанные вами увлечения не должны быть дорогостоящими. Во-вторых, многие академические психологи любят на основе этой информации делать выводы о свойствах вашего характера. А именно - хобби бывают индивидуальные (например, лингвистика) и групповые (как футбол). Соответственно, если работа предстоит в команде, а ваше увлечение чисто индивидуальное, это может решить дело не в вашу пользу. Укажите два хобби - одно индивидуальное, одно групповое. В конце концов, на интервью вами будут пытаться манипулировать всеми возможными методами. Почему бы и вам не ответить "взаимностью"?
Надо ли на отправляемом по факсу резюме помещать фотографию?
Не надо. Вы видели, как проходят фотографии по факсу? Лучше возьмите ее с собой на собеседование.
На каком языке писать резюме?
В русскую фирму - на русском. В иностранную - на русском и языке этой фирмы, например на английском.
Как указывать контактные данные?
Первое, с чего вы начинаете резюме - крупными буквами пишете фамилию, имя и отчество. Затем указываете почтовый адрес, телефоны, электронный адрес - короче, все возможные способы связи. Вас могут вызвать на собеседование как звонком, так и письмом (это любят делать иностранные фирмы), а также по e-mail. Более того, в самом конце резюме еще раз укажите (на сей раз небольшим шрифтом) ваше имя и телефон. Это необходимо, поскольку, если факс плохо проходит, смазывается либо начало страницы, либо ее окончание. Не помешает продублировать информацию.
Что делать с рекомендациями?
Если они есть в письменном виде или же у вас есть люди, готовые их дать устно - в конце резюме припишите фразу: "Рекомендации имеются и могут быть представлены по запросу". Запросят - предъявите.
Указывать ли причины увольнения с предыдущих мест работы?
Не указывайте. Расскажете на собеседовании в наиболее приемлемой форме (таковая определяется ситуативно).
Как быть, если резюме невозможно разместить на одной странице?
Сделать два резюме. Одно будет полным, другое - сокращенным. При этом сокращенное резюме отправляем по факсу, а на собеседование идем с полной версией. Не забудьте в конце передаваемого по факсу сделать пометку типа: "Это краткое резюме, для более полной информации звоните..."
Частью моего опыта являются некоторые не самые законные действия (например, давание кому надо "на лапу" на таможне). Можно ли об этом писать?
Ни в коем случае. Написанное пером не вырубишь топором. Назовите это каким-нибудь обтекаемым словом, а на собеседовании расскажете. Тем самым вы убережете себя от всякого рода случайностей, а своего прошлого работодателя - от гнева в ваш адрес.
Что более всего отталкивает в резюме?
Грамматические ошибки и опечатки, а также глупость.
Надо ли указывать возраст, семейное положение?
Желательно. Сделайте небольшой раздел под названием "личные данные", где кратко изложите эту информацию. Если какая-то ее часть не работает в вашу пользу - не пишите ее, главное - не делайте ложных заявлений.
У меня есть опыт предпринимательской деятельности. Есть ли смысл его указывать?
Нет. Во-первых, человек, имеющий опыт самостоятельной работы, не всегда воспринимает адекватно такие понятия, как "начальник", "субординация", и это может быть аргументом против вас. А во-вторых, у таких людей могут быть долги, а с точки зрения 70% начальников, люди, над которыми висят долговые обязательства, не всегда финансово благонадежны.
Вот мы и закончили наш краткий обзор вопросов трудоустройства с точки зрения техники продаж. Надеемся, что все указанное здесь вы примете для себя не как абсолютную догму, а как руководство к действию и указание его направления. Удачной охоты!

 
Михаил Студнев
© Работа & Зарплата