РЕКРУТИНГ В ИРКУТСКЕ - ЛУЧШИЙ ИНДИКАТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
  За годы существования рыночной экономики в России прижились многие ее инструменты и институты - начиная от рынка ценных бумаг, заканчивая рекламой. Не стал исключение и рекрутмент (он же рекрутинг) - то есть услуги по платному подбору кадров. Рекрутингом занимаются специализированные предприятия - кадровые агентства. Сегодня в нашем городе довольно много подобных организаций, многие из них существуют уже много лет. Мы решили разобраться, как сегодня живут и работают кадровые агентства, чем они могут быть полезны организациям и частным лицам, самым простым способом - побеседовать с руководителем одного из них. Опросив нескольких представителей различных иркутских компаний (работающих в разных сферах бизнеса), мы обнаружили, что наиболее известно в г.Иркутске и часто упоминается опрашиваемыми кадровое агентство "Артэкс М", и именно с генеральным директором этого агентства - Пановой Екатериной Владимировной - мы решили побеседовать.
К - Екатерина Владимировна, что это за бизнес - рекрутинг, чем он живет, чем занимается Ваше агентство и т.п. Расскажите одним словом:.
П - Если говорить о рекрутинге как бизнесе в целом в мире, то бизнес это хороший, востребованный, довольно долго существующий, кстати. Говоря языком отраслевой классификации, рекрутинг - это разновидность услуг для бизнеса. Иначе говоря - наши потенциальные клиенты - это предприятия и организации всех видов. В России рекрутинг наиболее развит, естественно, в Москве и Питере - это обуславливает уникальной бизнес-инфраструктурой этих городов. Но вот что интересно - уровень развития рекрутинга можно считать индикатором развития бизнеса и экономики региона в целом. Посмотрим, скажем на наших конкрурентов - иностранные и московские кадровые агентства. Сейчас они интенсивно открывают филиалы, и где Вы думаете - правильно, там, где развивается экономика, строятся и реконструируются предприятия, "приходят" инвестиции. Все эти процессы неизбежно ведут к дополнительному набору кадров, увеличению спроса на рынке труда - и вот тут-то и приходят рекрутеры, то есть мы. Отрадно, что наша родная Иркутская область также отличается всеми этими признаками (ростом экономики и пр). Мы чувствуем это каждый день - спрос на кадры растет.

К - Е.В., мы выбрали руководимое Вами КА для беседы потому, большинство опрошенных нами бизнесменов на вопрос "с каким КА Вы работаете?", называют "Артэкс". Можно ли утверждать, что Ваше КА - одно из лидеров рынка рекрутинга в Иркутске? П - Это сложный вопрос, т.к. к сожалению, никаких официальных рейтингов КА не проводится, сложен также вопрос о показателях. Что является показателем "крупности" КА. На мой взгляд, рекрутинг - это такой же бизнес, как и другие, и измерять его величину надо по обороту (например, месячному). Другой возможный показатель - это численность работающих сотрудников. И если исходит из этих двух базовых показателей, то наверное мы действительно довольно занимаем довольно хорошую позицию в условном рейтинге. Впрочем, все относительно:.

К - Скажите пожалуйста, вот мы наблюдаем за рынком труда и видим, что кадровых агентств действительно много, постоянно возникают новые. Что это - такой привлекательный бизнес? П - Я бы так не сказала. Это обычный, долгосрочный вид бизнеса, в котором надо много работать. Для его развития необходимы а) очень высокий уровень компетентности сотрудников б) финансовые ресурсы в) долгосрочные цели на этом рынке. К сожалению, этого не понимают много наблюдатели. Со стороны, рекрутинговый бизнес производит впечатление легкого и интересного. Да, это интересный бизнес, но отнюдь не такой легкий. И поэтому те кадровые агентства, которые так часто возникают, исчезают также довольно быстро. Так-то:..

К - Какие основные проблемы (рабочего порядка) Вы испытываете сегодня. Откровенно говоря, лично мне кажется, что проблемой должно быть само нахождение заказчиков - ведь как-то непривычно платить деньги за подбор кадров. Ведь руководители мыслят стереотипами "лучше я возьму на работу родственника, а уж деньги платить - ну уж нет:." П - Вот тут-то Вы обладаете устаревшей информацией. Такая проблема была - в Москве лет 6 назад, в Иркутске - 2 года назад. Но сегодня - руководители уже не те. Большинство из них получили управленческое образование, прекрасно владеют инструментами управления бизнесом, в том числе и кадрами. Все уже прошли через ошибки, "наработались" и с родственниками, и со знакомыми, и со случайными людьми. И сегодня у нас не возникает вопросов со стороны клиента "Да почему я должен платить за подбор кадров. Я же людям работу даю:". И потом - не секрет, что рынок труда именно г.Иркутска в части квалифицированных кадров просто перегрет. Кадры нужны всем - заводам, которые активно работают. Коммерческим фирмам, предприятиям из других городов. И в этих условиях наши услуги очень востребованы.

К - но какие-то текущие проблемы у вас уж должны быть? П - на сегодняшний день наша проблема (и не только наша, но и других действительно профессиональных кадровых агентств) - это "карликовые" агентства, которые появляются и исчезают постоянно (я называю их карликовыми, так как в них обычно работает 2-3 человека). Тут можно сравнить ситуацию с банковским рынком. Как в свое время недобросовестное поведение некоторых банков и финансовых пирамид подорвали доверие инвесторов, и как потом было сложно остальным добросовестным участникам банковского рынка восстанавливать доверие клиентов. Так и на нашем рынке. "Карликовые", непрофессионально работающие агентства просто подрывают идею рекрутинга в целом. И иногда наши менеджеры слышат от потенциального клиента "Работать с кадровыми агентствами - нет уж, уже поработали:..". Почему-то даже продвинутые, профессиональные руководители не понимают, что есть разные агентства - и по качеству, и по ценам. Есть и откровенные жулики, увы.

К- ну а как Вы порекомендовали бы подходить к выбору кадрового агентства? П - Вы знаете, также как к выбору делового партнера в любой сфере - вдумчиво, системно. Мне кажется, лицу, принимающему решения о выборе агентства (обычно это руководитель или менеджер по персоналу) стоит поинтересоваться количеством сотрудников агентства, сроком работы на рынке, клиентами (спросить, кто мог бы дать рекомендацию качеству работы). Внимательно стоит изучать договора, сам состав услуги, наличие дополнительных услуг - сбор рекомендаций о кандидатах на работу, тестирование, гарантийный срок. Стоит также обратить внимание на косвенные признаки - состояние и расположение офиса фирмы, наличие Интернет-сайта и пр. Кстати, насчет сайта - мы недавно реконструировали свой и приглашаем всех желающих посетить его по адресу - www.arteksm.irk.ru Массу приятных ощущений гарантируем. К стоимости услуг агентств тоже надо подходить разумно - если Вам предлагают их очень дешево, не факт что это лучший вариант - можно лишиться всех денег и ничего не получить. И еще, уважаемые руководители, будьте реалистами при формулировке условий работы для кандидатов на вакансию - если заработная плата главного бухгалтера в г.Иркутске составляет 500 долларов, маловероятно найти его за 200. А если какое-то КА говорит Вам - без проблем, найдем - задумайтесь, что то здесь не так: В общем говорить на эту тему можно долго, поэтому пользуясь случаем, приглашаю всех потенциальных клиентов к сотрудничеству.